Москва (на Старой Басманной)Лекторий 22 марта (четверг)Петроглифы Карелии и мираНа лекции рассматриваются крупнейшие и наиболее важные памятники древнего наскального искусства мира, в том числе номинированные в качестве объектов Всемирного наследия. Главное внимание будет уделено наскальным изображениям Карелии, обоснованию их значимости, роли и места в контексте подобных памятников Северной Европы.
Тезисы Древние наскальные изображения стоят у истоков изобразительного искусства человечества. В нем в специфической форме отражены важнейшие для человека стороны жизни: сам человек и окружающий его мир, батальные, охотничьи и ритуальные сцены, полностью понятные только самим создателям и их современникам. Выбивки на скалах или петроглифы представлены в разных концах земного шара. На территории Северной Фенноскандии известно пять крупных концентраций наскальных изображений (среди них две в Карелии), имеющие как сходные черты, обусловленные близкими природными условиями и хозяйственными занятиями населения, так и различия, связанные со временем создания, техническими приемами, идеологическими и эстетическими предпочтениями. Петроглифы Онежского озера и дельты реки Выг относятся к эпохе неолита, отдаленной от наших дней на 6-7 тыс. лет. Они функционировали менее одной тысячи лет, в отличие от аналогичных памятников Северной Европы (в Швеции, Норвегии, на Кольском п-ове и др.), существовавших три и даже больше тысячелетий. При этом прослеживаются убедительные следы контактов между создателями рисунков на р. Выг и восточном побережье Онежского озера. Сегодня исключительную важность приобретает задача всесторонней и качественной документации, от решения которой напрямую зависит и интерпретация изобразительных материалов. Разрабатываются новые более точные методы поиска и документирования, происходит процесс редокументирования. Внедряются цифровые технологии, идет подготовка электронных баз данных и публикация полных и максимально точных каталогов петроглифов. В центре внимания древних художников Северной Фенноскандии – сцены охоты, узнаваемые изображения животных, бытовые и ритуальные композиции, а также загадочные фигуры, понять смысл которых почти невозможно. Особой ценностью обладают антропоморфные фигуры – люди той далекой эпохи во всем многообразии их деятельности: плывущие на лодках, идущие на лыжах, стреляющие из луков, танцующие. Нередкие сцены эротического содержания свидетельствуют, очевидно, о важности продолжения рода. Одной из сложнейших проблем является интерпретация наскальных образов. Исследователи чаще всего применяют этнографический и мифологический подходы. Однако, следует иметь в виду, что такие методы малоприменимы к реконструкции доэтнических сообществ эпохи неолита Карелии. Видимо, понимание семантической стороны наших северных петроглифов доступно сейчас в той или иной степени на уровне первичных архетипов. В наше время особую значимость и остроту приобретает проблема сбережения и использования подобных объектов культурного наследия в туристско-образовательных целях. Петроглифы Карелии стали настоящим брендом, постоянно растет число желающих увидеть их на месте. Очень востребованы научно-популярные издания на эту тему. Однако для сохранения и использования петроглифов и окружающей территории необходимы музеи-заповедники, которых уже немало в мире, но в Росси почти нет. ЛекторЛобанова Надежда Валентиновнакандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского Научного Центра РАН. Ведущий специалист по карельским петроглифам
Вход свободный Фотографии
Фестиваль науки 7:Moscow-ea:123:
Адрес: Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 2 (м.Курская, Красные ворота)
Продолжительность: 1.5ч.
|